13 февраля в Доме ученых НИЦ «Курчатовский институт» состоялся праздничный вечер, посвященный дню рождения академика Анатолия Петровича Александрова
27-февраля-2025
«Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном»
Дени Дидро
13 февраля в Доме ученых НИЦ «Курчатовский институт» состоялся праздничный вечер, посвященный дню рождения академика Анатолия Петровича Александрова. Программа включала встречу с автором проекта «Уголь Донбасса» – членом Московского союза художников и Творческого союза художников России Сергеем Марченко и выступление Духового оркестра МГИМ имени А.Г. Шнитке. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств России Алексей Карабанов.
На праздничном вечере была организована выставка «Уголь Донбасса», представленная в портретах героев СВО, созданных Сергеем Марченко. Экспозиция отразила тонкое понимание внутреннего мира человека, который возможно было передать только при искреннем интересе художника к модели. Эти работы стали визуализированной памятью современным героям России, сформировали у людей образ героев СВО – военнослужащих, которые находятся на фронте, а также тех, кто трудится в тылу. Художник вдохновился авторским проектом военного корреспондента Марьяны Наумовой «МЫ ЖИВЫ» на 1-м канале, где герои ёмко и информативно рассказывают о своей судьбе и побуждениях, что позволило наиболее полно раскрыть характеры людей в представленных портретах.
Сергей Марченко получил классическое художественное образование. Он обучался в Московской средней художественной школе им. Н.В. Томского, в которой в 1994 году стал стипендиатом благотворительного фонда «М"АРТ». Затем он поступил в МГХАИ им. В. И. Сурикова на факультет станковой живописи, по окончании которого, в 2002 году, был награжден премией Российского общества Союза Художников за лучший диплом. В 2011 году Комиссией по общественным наградам и вопросам увековечивания награжден орденом «Служение искусству» 1-ой степени.
В дополнение к выставке также состоялось интервью с художником творений – Сергеем Марченко и 4-кратной Олимпийской чемпионкой мира по пауэрлифтингу-жим штанги лежа, журналистом, корреспондентом, ведущей общественно-политических программ – Марьяной Наумовой.
По словам самого Сергея Марченко: «Выставка продолжается 2 года, она была направлена на поднятие интереса у публики. Есть те, кто не отвернулся от происходящих событий. С представленными героями я познакомился через репортажи Марьяны Наумовой, которая 3 года работает корреспондентом в военных новостях. До этого я писал много маслом, но стал работать углем на крафте. В Курчатовском институте представлены оригиналы работ. Выставка одновременно идет в нескольких городах, но там лишь копии. В этих стенах хочется сказать: «Они обладают особой энергетикой».
Также свой отзыв о выставке оставила и Марьяна Наумова: «Хотелось сделать настоящий проект, который наполняет людей, настоящее душевное, человечное. В сложное время герои появляются из обычных людей».
Вторая часть вечера открылась выступлением духового оркестра Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке. (художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РФ Алексей Карабанов). Каждое произведение сопровождалось ярким рассказом. Для открытия концерта выбрали произведение Людвига ван Бетховена «Увертюра Эгмонт». Борьба за идеалы и, самое главное, победа в конце. В произведении представлена героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и чудовищных жертв. Яркость, броскость тематизма и ясность формы достигли понимания у широкого круга слушателей. Центральная идея всей музыкально-драматической композиции «Эгмонта» – борьба за свободу и радость ее достижения – концентрируются в увертюре.
Следующим номером прозвучал «Осенний сон» Арчибальда Джойса.
Уже при жизни его отнесли к старинным. Арчибальда Джойса назвали «английским королем вальса». Произведение полюбилось и российским слушателям. С этим сочинением связана одна история. Это был последний вальс, который играл оркестр на Титанике перед гибелью пассажиров лайнера. Публике данное произведение было настолько знакомо, что кто-то даже подпевал мелодию в такт. Музыка оказала завораживающий эффект на слушателей.
Подводкой к следующему произведению «Варяг» Ивана Радкевича стали следующие слова: «Никакая эстрадная музыка не согреет сердце, поэтому многие подводники брали с собой пластинки с классической музыкой. Марш, основанный на песне, и она стала символом нашего непобедимого флота», – поделился с публикой Алексей Алексеевич Карабанов.
Программа концерта была представлена в контрастном сопоставлении, поэтому следующее сочинение принадлежало перу мексиканского композитора – Хуаентино Россас. «Вальс над волнами» поистине стал эмблемой Мексики. Широкую известность ему принесла публикация клавира в России, а также вальс звучал в первой постановке чеховского «Вишневого сада».
Ещё одно сочинение завоевавшее популярность - «Испания Канье» Энрике Марино. Интересно, что даже сами испанцы не знают точного перевода данного словосочетания. Солист Дмитрий Панасюк играл на кастаньетах в кастильском стиле.
Наше путешествие продолжалось от Испании до Армении. Сюита Альфреда Рида «Армянские танцы» добавила особый колорит концерту. Альфред Рид - американский композитор, сочинивший более двухсот композиций для разных составов. Он много путешествовал по разным странам, поэтому интонации и ритмы, свойственные разным культурам, нашли отражение в его творчестве. В чем и могли убедиться слушатели концерта (танцевальные ритмические фигуры, подкрепляемые четкой метрикой бубна и барабана, сурдины у труб и т.п.).
Цикл Антонина Дворжака «Славянские танцы» построен по принципу контраста темпа, размера, характера движения и образует, своего рода, сюиту, объединенную общими мотивами и обрамленную сходными номерами. Он отказался от обозначения конкретного танца (полька, вальс и др.), нередко сочетая особенности разных танцев. Однако чаще исполняется не вся тетрадь, а отдельные танцы.
В заключении прозвучал «Славянский марш на народно-славянские темы» П. И. Чайковского, посвященный событиям Русско-турецкой войны, которая завершилась освобождением балканских славян. Общая идея победы в первом номере и последнем обрамляет концерт, образует арку и выражает общую идейную концепцию.
Программа концерта оказалась насыщенной и включала в себя произведения композиторов, известных не только профессиональной публике (увертюра «Эгмонт» Бетховена, «Славянские танцы» Дворжака и «Славянский марш на народно-славянские темы» Чайковского), но и более популярные сочинения для аудитории любителей («Варяг» Ивана Радкевича, «Осенний сон» Арчибальда Джойса). Этим вечером в причудливом танце сплелись не только противоположные жанры (марш, вальс, пасодобль), но и стилистика разных стран, таких как мексиканская музыка, испанская, армянские и сербские мотивы в интерпретации духового оркестра под управлением Алексея Карабанова, что не оставило публику равнодушной.
Кристина Адомавичюте
(класс доцента Петеневой Е. С.)





|