«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
05-апреля-2024
4 апреля 2024 г. в Концертном зале нашего института состоялся второй концерт декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке. На этом вечере прозвучали камерные произведения композитора. Камерные жанры имели для Альфреда Гарриевича исключительное значение: он обращался к ним на протяжении всего своего творческого пути, создав объемный и разнообразный корпус произведений. Традиционно в концерте выступали ведущие преподаватели нашего ВУЗа, уже состоявшиеся музыканты, известные в России и за рубежом, а также студенты.
Программа концерта отличалась жанровым разнообразием сочинений: исполнительский состав варьировался от сольного исполнения в фортепианной сонате до септета в Четвертом гимне. Однако в содержательном плане концерта доминировала одна – трагическая – тема, прозвучавшая с особой силой и глубиной.
В первом отделении были исполнены две композиции 1980-х годов: Струнное трио (ор. 191, 1985) и Фортепианный квартет Малер-Шнитке (ор. 204, 1988). В этот период характерная черта творчества Шнитке – полистилистика – становится более тонкой, переходя от прямого противопоставления к более сложным взаимосвязям. Содержание трио предстало как трагическая идея, раскрывающаяся через взаимодействие траурной хоральности, агрессивной моторики и рефлексивной лирики, наполненная стилистическими аллюзиями – от Шуберта до Шостаковича,
Трагическую тему, заданную трио, продолжил Фортепианный квартет. В этом составном произведении перу Шнитке принадлежит вторая часть – «Набросок ко второй части фортепианного квартета Малера». Ее главной темой является оригинальная мелодия из 2-й части незаконченного квартета Малера. Как известно, в рукописном виде у австрийского композитора сохранилось лишь 24 такта второй части, и Альфред Гарриевич, используя этот материал, сочинил всю часть целиком как самостоятельное произведение.
К Малеру у Шнитке было особое отношение. Он говорил, что «… для меня остается центральной фигурой и примером Малер». В таком контексте Квартет можно рассматривать как мемориал или скрытое посвящение – своего рода дань преклонения перед Мастером. Эту же музыку, оркестрованную для симфонического оркестра, Шнитке использовал в качестве второй части Кончерто гроссо № 4 /или Симфонии № 5 (1988).
Трио и квартет прозвучали в исполнении профессора, Заслуженной артистки Республики Татарстан Елены Рольбиной (скрипка), Заслуженного артиста России Антона Кулапова (альт), Заслуженного артиста России Алексея Найденова (виолончель) и профессора, Заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, – Рустама Шайхутдинова (фортепиано). Их интерпретация поразила абсолютной самоотдачей, глубиной проникновения в замысел композитора, яркой темпераментностью. Безусловно, это выступление музыкантов стало событием не только в концертной жизни нашего учебного заведения, но и камерного творчества Шнитке в целом.
Второе отделение концерта открыли два более ранних произведения Шнитке – гимны: Первый Гимн ор. 96 (1974) и Четвертый – (1974–79) ор. 134. В 1970-е годы усиливается интерес Шнитке к старинной церковной музыке. На этой волне появляются его «Гимны» – 4 пьесы, созданные в разное время и посвященные друзьям-музыкантам. В своих «Гимнах» Шнитке обращается к старинной русской церковной музыке и музыкальному авангарду ХХ столетия.
В Первом «Гимне» звучат виолончель, арфа и литавры, а музыкальное развитие строится на целенаправленном движении от ряда к подлинной цитате распева «Святый Боже», что символизировало, по мысли композитора, сложный путь к духовной гармонии.
Четвертый «Гимн» был создан как финал цикла, а потому его исполнительский состав особенно развернут, суммируя все инструменты, использовавшиеся в предшествующих пьесах – виолончель, фагот, контрабас, клавесин, арфа, литавры, колокола. Стилистическими источниками «Гимна» можно считать и русские балеты Стравинского, и финалы русских симфоний эпического плана. Специфический национально-характерный колорит тематического материала, в целом, нетипичен для Шнитке. Композитор больше не обратится к этому жанру, но многое из того, что здесь сформировалось, найдет свое продолжение в его будущих произведениях.
Исполнили «Гимны» наши студенты и ассистенты-стажеры: Варвара Сучкова (виолончель), Анна Волкова (фагот), Дарина Койнова (клавесин), Николай Нор (контрабас), Диана Седова (арфа), Александр Шведов (литавры), Дарья Бессонова (колокола). Дирижер – лауреат российских и международных конкурсов Денис Шашкаров. Трактовка пьес составом молодых музыкантов впечатлила своей вдумчивостью, слаженностью, все смысловые линии отчетливо прослушивались, кульминационные разделы в Четвертом гимне продемонстрировали богатую палитру темброво-гармонических красок.
Колоритные «Гимны» оттенили финальное произведение концерта – Вторую фортепианную сонату ор. 216, сочиненную Шнитке в 1990 году. Соната посвящена жене композитора, пианистке Ирине Федоровне Шнитке, и была впервые ею исполнена в Любеке, в концертном зале Высшей музыкальной школы, 1 февраля 1991 года.
Вторая соната — одно из самых сложных фортепианных сочинений Шнитке, с концентрацией на трагедийном аспекте содержания, выраженным через экспрессионистскую стилистику, с использованием современных техник. Сознавая беспрецедентную исполнительскую трудность сочинения, Шнитке писал: «Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое». Тем не менее, студент Артем Михалев сумел передать в своем исполнении сонаты всю остроту трагического чувства композитора через контрасты отрешенно-медитативных и подчеркнуто аффектированных состояний. Особенно темпераментно прозвучал финал цикла с сонорно-алеаторической кульминацией.
Слушатели в полной мере оценили мастерство исполнителей, устраивая овации после каждого произведения. Этот концерт являлся не только подарком для почитателей музыки композитора, но и памятным событием, напомнившим о важности его наследия для современной музыкальной культуры.
профессор, кандидат искусствоведения
Егорова М. А.
|