Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

19.11.2024 в Московском международном Доме музыки состоится концерт к 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023

22-декабря-2023


Выступление Московского симфонического Шнитке-оркестра под управлением Заслуженного артиста РФ, профессора Игоря Юрьевича Громова, состоявшееся в концертном зале РАМ имени Гнесиных 19 декабря 2023 года, завершило серию концертов Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ ОРUS 34». Этот вечер стал кульминацией фестиваля, представив целый ряд шедевров симфонической музыки разных симфонических школ – австро-немецкой, английской, французской и русской. Выступления оркестра предваряли емкие и эмоциональные комментарии автора проекта и куратора фестиваля – Заслуженного деятеля искусств РФ Андрея Алексеевича Устинова – главного редактора газеты «Музыкальное обозрение».

Первое отделение вечера было посвящено исполнению симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Жизнь героя», ор. 40, созданной в 1898 году 34-летним композитором, находящимся в расцвете своего оркестрового мастерства. Грандиозное полотно, длящееся почти час, развертывает ряд возвышенных образов, связанных с героическими устремлениями, глубоким любовным чувством, напряженной борьбой, творческим процессом, драматической рефлексией, созерцанием природы. Эта линия оттеняется своего рода ироническими зарисовками, что сообщает драматургии сочинения противоречивость и создает определенные проблемы для интерпретации. «Шнитке-оркестр» под управлением Игоря Громова выстроил мощный целеустремленный поток, в котором противоположные стороны – возвышенные и гротескные – обрели гармоничное равновесие. Тембровые сгущения органично сочетались с чистыми красками концертирующих инструментов. Виртуозное соло скрипки в исполнении Григория Плюснина, технически совершенное и естественно свободное, стало ярким событием в драматургии поэмы.

Следует отметить, что романтические композиции концертного характера особенно удаются творческому коллективу «Шнитке-оркестра». В прошлом сезоне мы уже впечатлялись исполнением «Прелюдов» Ф. Листа – «Жизнь героя» блестяще продолжила это направление.

Второе отделение открыл «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных слушателей. Вариации и фуга на тему Генри Пёрселла для чтеца и оркестра или только для оркестра» ор. 34 Бенджамина Бриттена. Английский композитор написал его в 1945 году для документального фильма М. Матисона «Инструменты оркестра», использовав тему Рондо из музыки Генри Перселла к драме Астреи (Афры Бен) «Абдельазер, или Месть Мавра». Несмотря на то, что произведение предназначалось для детей, концертирование оркестровых групп и отдельных инструментов в нем требует большого мастерства, тема словно примеряет на себя различные темброво-жанровые маски. Решая эти задачи, Шнитке-оркестр создал праздничную карнавальную картину, которая завораживала слушателей игрой оркестровых красок.

«Акварельное», с участием только струнной группы, Adagietto Ж. Бизе из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (1872), рисующее трогательную встречу двух стариков и длящееся всего 34 такта, оттенило насыщенные тона финальной композиции вечера – «Испанского каприччио» ор. 34 Н. А. Римского-Корсакова (1887). Сначала композитор задумал написать виртуозную скрипичную пьесу на испанские темы, но постепенно замысел вырос в оркестровую сюиту концертного характера, в которой праздничные картины, основанные на танцевальных темах, чередуются со страстными любовными сценами. В создании эмоциональных испанских образов исключительную роль играет виртуозное концертирование инструментов оркестра – например, английского рожка (Татьяна Кузнецова) и валторны (Ильяс Исламов) в Вариациях, блестящие каденции скрипки (Елизавета Зырянова), флейты (София Скомпоровская), кларнета (Кирилл Чурсин) и арфы (Анастасия Арсентьева) в Сцене и цыганской песне, динамичные ритмы ударных инструментов. Таким образом, линия концертирования, развивающаяся в предшествующих сочинениях, получила в Каприччио яркое завершение.

На этом вечере проявились такие качества «Шнитке-оркестра» как слаженность, насыщенность звучания в tutti и одновременно техническое мастерство, выразительность исполнения в сольных фрагментах. Публика высоко оценила вдохновенное искусство музыкантов, наградив их горячими аплодисментами. Благодаря проекту «Музыкального обозрения» и совместной работе А. А. Устинова и И. Ю. Громова концертные выступления Московского симфонического Шнитке-оркестра становятся событием всероссийского масштаба. Ждем дальнейших творческих свершений!

кандидат искусствоведения,

профессор Егорова М. А.



назад


Афиша

11
11/24

 
Концерт “О РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ!”


19
11/24

 
Концерт к 90-летию Альфреда Шнитке



 

Последние новости
03-октября-2024
Лабиринты. Post Factum. Интервью с художественным руководителем и дирижером Московского симфонического Шнитке-оркестра, Камерного Шнитке-оркестра, Заслуженным артистом РФ, заведующим кафедрой оркестрового дирижирования МГИМ им. А. Г. Шнитке, профессором Игорем Громовым.
02-октября-2024
Поздравляем профессора Кристину Бачукиевну Шарабидзе с победой в конкурсе на присуждение премий Министерства культура Российской Федерации лучшим преподавателям образовательных организаций высшего образования в области музыкального искусства в 2024 году.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Концерт в Международный День музыки.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Утренняя репетиция
30-сентября-2024
«Лабиринты». День первый. Вечерний концерт.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.