Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»




Главная / Новости
 
Новости

«STRINGS&WOODWINDS», Или необычное в обычном

09-ноября-2022


Каждому из нас знакомо творчество таких признанных мастеров музыкального искусства, как И.С. Бах и В.А. Моцарт, но МГИМ имени А.Г. Шнитке решил снова удивить своих слушателей и преподнёс им очередной сюрприз. А какой именно вы узнаете в нашей сегодняшней статье.

31 октября 2022 года в большом зале нашего Института прошёл вечер камерной музыки, центральными фигурами которого стали сочинения И.С. Баха и В.А. Моцарта.

Название концерта «STRINGS&WOODWINDS» («струнные и деревянные духовые инструменты») говорит нам о том, что именно эти виды музыкальных инструментов по сей день являются основой камерного ансамбля.

   Теперь познакомимся с программой прошедшего концерта, состоявшей из двух отделений: в первом, были исполнены Гольдберг-Вариации BWV 988 И. С. Баха, а во втором – квартеты В. А. Моцарта –Квартет для гобоя и струнных Фа мажор KV370 и Квартет для флейты и струнных Ре мажор KV285.

Гольдберг-Вариации – одно из интереснейших произведений И.С. Баха, представляющее собой тему и 30(!) разнообразных вариаций. Но в честь кого они названы!? Ответ довольно прост – в честь клавесиниста Иоганна Готлиба Гольдберга, служившего у российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга, который и заказал у Баха это произведение.

 Отсюда возникает вопрос, а где же клавесин?  Этим вечером вариации были исполнены в переложении для струнного трио, в составе которого были настоящие мастера своего дела: заслуженные артисты России, доценты кафедры струнно-смычкового искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке Антон Кулапов (альт) и Алексей Найдёнов (виолончель), а также заслуженная артистка Республики Татарстан, заведующая кафедрой струнно-смычкового искусства, профессор Елена Рольбина (скрипка).

  Удивительная легкость и виртуозность исполнения музыкантов не дали заскучать слушателям ни на минуту, несмотря на то, что сочинение довольно объёмное и требует сосредоточенного внимания не только от исполнителей, но и от слушателей концерта. Летящие пассажи, струящиеся фигурации в прозрачном голосоведении, возвышенные интонации эпохи барокко – каких только не было разнообразных элементов изобразительности на всём протяжении пьесы! А в звучании струнных вариации как будто получили новую жизнь. Исполнители покорили выстроенным, выверенным звучание всего ансамбля, благодаря чему вариации открылись зрителям с совершенно иных ракурсов.

Вернёмся к программе вечера, которая уже перешла ко второй части. В ней были представлены, как уже говорилось ранее, два квартета В.А. Моцарта Первым был исполнен Квартет для гобоя и струнных фа мажор. Особенно интересна в данном произведении партия гобоя, который в то время активно совершенствовался в механическом отношении. Во время пребывания в Мюнхене, в 1870 году, Моцарт знакомится с Фридрихом Раммом, виртуозом-гобоистом мюнхенского оркестра. Именно ему композитор и посвятил свой квартет. Партия гобоя в квартете выделяется наиболее ярко. Заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов, доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке Владимир Вяткин мастерски передал все нюансы, заложенные композитором, несмотря на то, что партия в этом Квартете одна из сложнейших. Она насыщена виртуозными фрагментами и звучит в максимально высокой для гобоя тесситуре, весьма трудной в исполнении.

  В завершение концерта прозвучал Квартет для флейты и струнных Ре мажор. В нём Моцарт обратился к ещё одному духовому деревянному инструменту – флейте, тембр которой покорил композитора своими возможностями и потенциалом. Именно для флейты Моцарт написал данный Квартет, который был исполнен струнным трио в том же составе, с самого начала вечера радовавшим слушателей своей игрой. Партия флейты изысканно, чисто и выразительно прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов, преподавателя МГИМ им. А. Г. Шнитке Ирины Стачинской. Она покорила слушателей не только безупречным исполнением своей партии, но и ярким образом.

    Подводя итоги, хочется сказать, что такие произведения никогда не потеряют своей актуальности, и каждый раз слушая их, мы можем открыть для себя что-то новое и необычное, взглянуть иначе и увидеть это самое «необычное» в «обычном».

 

Студент МГИМ имени А.Г. Шнитке
Любезнов Даниил
(кл. преподавателя Якименко Ю.В.)



назад


Афиша

08
12/22

 
КОНЦЕРТ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ СТРУННО-СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА


09
12/22

 
Анна Боброва (виолончель) - ассистент-стажер МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
05-декабря-2022
Профилактика гриппа и ОРВИ. Рекомендации Роспотребнадзора
02-декабря-2022
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с 1 декабря 2022 года запускает пилотный проект подготовки кадрового резерва государственной гражданской службы «Стажер Минобрнауки России»
02-декабря-2022
ЭПОХА ШНИТКЕ. «Вслушиваясь в тишину…» (авторские сочинения для фортепиано Евгении Петеневой)
29-ноября-2022
Концертный хор и инструментальный ансамбль МГИМ им. А.Г. Шнитке в Коломне
28-ноября-2022
Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»

 


 


© 2022, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
info@schnittke.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.