Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»




Главная / Новости
 
Новости

«К 100-летию российского джаза»

12-октября-2022


1 октября 2022 года произошло знаковое событие для всех почитателей эстрадно-джазовой музыки – исполнилось 100 лет российскому джазу. В этот день в 1922 году в Москве состоялся первый джазовый концерт оркестра Валентина Яковлевича Парнаха. Путешествуя по Парижу, он впервые услышал джаз, вдохновивший его на создание джазового оркестра в России. На тот момент для русской публики джаз стал совершенно новым явлением в отечественной музыкальной культуре. Именно поэтому данное событие принято считать точкой отсчета истории российского джаза.

В честь этого 2 октября в культурном центре «Вдохновение» состоялся концерт «К 100-летию российского джаза». Участниками мероприятия стали джаз-мануш ансамбль Дмитрия Купцова, аккордеонист Сергей Осокин, а также студенты МГИМ имени А. Г. Шнитке.

Билеты на концерт были разобраны зрителями с необычайной быстротой. Зажигательный репертуар в стиле джаз-мануш и виртуозная игра каждого исполнителя никого не оставили равнодушными. Как и принято, на джазовых концертах зрители аплодировали не только после исполнения целого произведения, но и в процессе игры мастерских импровизаций музыкантов. Особенно ярко публика встретила Никиту Кузнецова, Никиту Александрова, Юлию Толмачёву и других студентов, которые, не смотря на юный возраст и не такой богатый музыкальный опыт, смогли удивить слушателей своей виртуозностью и артистичностью.

Два отделения концерта пролетели совсем незаметно, хотелось остаться в зрительном зале и наслаждаться джазовой музыкой ещё и ещё. Под громкие овации, улыбки и восторг зрителей концерт успешно завершил джаз-мануш ансамбль.

Подробнее о мероприятии, об этом джазовом направлении, а также о дальнейших творческих планах поделился лауреат международных конкурсов, преподаватель МГИМ имени А.Г. Шнитке Сергей Викторович Осокин в интервью для пресс-центра Шнитке:

Здравствуйте, Сергей Викторович! Поздравляем Вас с наступившим международным днём музыки, а также со 100-летием джаза. Ознакомившись с Вашей деятельностью и творчеством, обратил внимание, насколько Вы многогранная личность. Скажите, какое место занимает джаз в Вашей жизни и с чего началось Ваше знакомство с джазовой музыкой?

– На сегодняшний день джаз занимает в моей жизни довольно значительное место. Пришёл я к нему благодаря одному знаковому для меня концерту, который проходил в Суздале. Это была «Летняя творческая школа новых имён», где выступали совершенно легендарные гитарист Алексей Кузнецов и пианист Даниил Крамер. Они настолько зажигательно играли свою программу, что не оставили равнодушным никого. И, конечно, потом как-то захотелось приблизиться к этому направлению, попробовать в нём себя. Это созвучно тому, что я хочу реализовать.

– Расскажите, как долго проходила подготовка к концерту, а также про сотрудничество с музыкантами, которые принимали участие в этом мероприятии?

– В концерте принимали участие преподаватели и студенты института. И, конечно, очевидна направленность этого концерта – это эстрадная и джазовая музыка, но также в программу мы включили и танго, потому что танго граничит по своим критериям и задачам с джазом. И там, и там существует импровизация и возможность свободного исполнения не только нотного текста, но и изложения своих собственных мыслей, не написанных композитором. Мы можем обыгрывать эту стилистику и гармонии более свободно, чем в академической сфере.

Для концертной программы была выстроена следующая драматургия. В основе лежит ансамблевая игра мануш-бэнда Дмитрия Купцова. Это очень интересная танцевальная музыка начала XX века, пришедшая в Европу благодаря американским гастролирующим музыкантам, которые играли свинг и новоорлеанский джаз. Музыканты Европы захотели играть эту музыку, причём на разных инструментах. Как мы видим это и гитаристы, и аккордеонисты, которые пытались интегрировать в джаз свои традиционные жанры, существовавшие на тот момент в тех странах, где они проживали, это и Франция, и Германия. Интересно, что джазовая музыка Америки так повлияла на музыкальную культуру начала XX века Европы. В программе концерта выстраивается, можно сказать, «арка». В первом и втором отделениях ансамбль начинает и заканчивает, а внутри есть взаимодействия с ребятами-студентами, которые продумали ход своих импровизаций буквально перед концертом. Какие-то общие задачи мы ставим на уроках и в таком быстром варианте репетиций мы можем уже сделать перед выступлением. Это не сложно, потому что музыка ритмичная и здесь самое важное – взаимодействовать.

– Действительно, музыка очень мощная, зажигательная и излучает сильную энергетику. Скажите, какие ближайшие концерты с Вашим участием зрители смогут посетить?

– Мы сейчас готовим с камерным оркестром института под руководством художественного руководителя и дирижёра Игоря Юрьевича Громова музыку Софии Губайдуллиной «Семь последних слов Христа» для виолончели, баяна и камерного оркестра. Это совершенно другое направление, отличающееся особой глубиной. Концерт состоится в Большом зале Консерватории 24 октября, в день рождения Софии Губайдуллиной.

– И последний вопрос, что Вы можете посоветовать послушать человеку, который ещё никогда не слушал джаз, но хочет начать своё знакомство с ним?

– Наверное, я обращусь к своему опыту. Насколько могу проанализировать ту ситуацию как я сам попал в эту культуру и как она стала мне интересна. Могу посоветовать хот-джаз, то есть горячий джаз, который очень зажигательный и имеет внутри очень энергичный стержень. По большому счёту, можно сказать, что это музыка Нового Орлеана, фанк, бибоп.

– Среди музыкантов направления бибоп я бы выделил Чарли Паркера, это один из моих любимых джазовых композиторов.

– Чарли Паркер, конечно. А я начал слушать пианистов больше, чем духовиков. Среди них Оскар Питерсон, Эрролл Гарнер, Арт Тэйтум, которые для меня абсолютные кумиры. И хот-джаз в этом смысле очень быстро вовлекает слушателя. Существует также кул-джаз, это более «прохладная» и интеллектуальная музыка, имеющая более прямое взаимодействие с академической сферой. Таким образом, хот-джаз, благодаря своей зажигательности завлекает слушателя гораздо быстрее.

– Спасибо большое за интервью!

 

студент МГИМ имени А. Г. Шнитке Тутов Леонид
(класс преподавателя Параниной И.А.)

 



назад


Афиша

08
12/22

 
КОНЦЕРТ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ СТРУННО-СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА


09
12/22

 
Анна Боброва (виолончель) - ассистент-стажер МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
05-декабря-2022
Профилактика гриппа и ОРВИ. Рекомендации Роспотребнадзора
02-декабря-2022
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с 1 декабря 2022 года запускает пилотный проект подготовки кадрового резерва государственной гражданской службы «Стажер Минобрнауки России»
02-декабря-2022
ЭПОХА ШНИТКЕ. «Вслушиваясь в тишину…» (авторские сочинения для фортепиано Евгении Петеневой)
29-ноября-2022
Концертный хор и инструментальный ансамбль МГИМ им. А.Г. Шнитке в Коломне
28-ноября-2022
Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»

 


 


© 2022, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
info@schnittke.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.