Никитина Екатерина Николаевна
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Структура / Кафедры / Кафедра хорового дирижирования
 
Никитина Екатерина Николаевна

Доцент

Кандидат педагогических наук


Родилась в 1969 году.

В  1989  году окончила Музыкальное училище им. Октябрьской революции (дирижирование – класс преподавателя Колодиевой Л.И., хоровой класс – Бурлаковой Р.Д.),

в 1995 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (класс профессора Добровольской Н.Н.),

в 1997 году окончила ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Добровольской Н.Н.),

в 2003 году защитила диссертацию на тему «Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта».
 

Педагогическая деятельность

С 1996 года по настоящее время преподает на музыкальном факультете МПГУ (хоровой класс, дирижирование,  лекции по теории и методике преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин), профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства.

В 1998-2008 годах – руководитель концертного хора  ГБОУ СОШ с углублённым изучением музыки №1732, в 2008-2018 – руководитель вокального ансамбля в ДЮЦ «Войковский»,

с 2017 года – преподаёт в колледже МГИМ им. А.Г.Шнитке, с 2018 года – в МГИМ им. А.Г.Шнитке.

Среди учеников — лауреаты международных и всероссийских конкурсов:

  • Катбамбетова Анна – лауреат Всероссийского конкурса студентов музыкальных факультетов ВУЗов и учащихся музыкально-педагогических колледжей «Учитель музыки» (Чебоксары, 2009 г.);
  • Моисеев Евгений – лауреат Международного конкурса «Учитель музыки ХХ1 века» им. Д.Б. Кабалевского (Санкт-Петербург, 2010 г.).
  • Бахтина Ксения – лауреат Международного конкурса  педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры» (Санкт-Петербург, 2017г.)
  • Пожарская А. - Лауреат Международного конкурса дирижёров им. И.А.Михайловского (Тула, 2018).

Многие ученики ныне опытные педагоги-музыканты, работают в Москве и регионах, в КНР. Среди них:

  • Малярова А.В.- руководитель хора инструментального отделения ДМШ им. Б.А. Чайковского и Молодёжного хора «Илиинский светоч», лауреат международных конкурсов (Москва);
  • Павлюченко Д.С. – руководитель хора «Счастье» ДМШ им. Э.Т.А. Гофмана, лауреат международных конкурсов (Калининград);
  • И. А. Цовьянова – заместитель декана факультета музыкального искусства Института изящных искусств МПГУ, доцент, заслуженный работник науки и образования;
  • Моисеев Е.О. – преподаватель вокала школы-студии современной эстрады, кино и телевидения ЭКТВ в Останкино, лауреат  международных конкурсов (Москва);
  • Чжан Чжовэнь - руководитель хора Северо-восточного педагогического Университета КНР, профессор (Чанчунь).

Проводит мастер-классы в различных регионах России, Китае.  Является приглашённым профессором Северо-восточного педагогического университета (КНР).   Выступает с  открытыми уроками для  учащихся и преподавателей музыкальных и  музыкально-педагогических колледжей, музыкальных и хоровых школ Москвы и Московской области, Калининграда, Смоленска, студентов педагогических университетов Праги, Клайпеды, Шанхая, Тяньзиня, Чанчуня.

 

Член жюри:

  • Международного фестиваля-конкурса «О России петь»;
  • Международного открытого фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Vivat musica»;
  • Межрегионального Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества»;
  • Всероссийского фестиваля-конкурса детских и молодёжных хоров «Поющая Омега» им. Георгия Струве;
  • Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств »;
  • Городского детского вокально-хорового конкурса «Дарите музыку друг другу!»;
  • Открытый городской фестиваль детско-юношеского творчества «Величальная России»;
  • Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Новый учитель музыки».

 

Концертная деятельность

Хоровые коллективы под управлением Никитиной Е.Н. – неоднократные лауреаты международных, межрегиональных, городских и окружных конкурсов и фестивалей. В том числе:

  • Лауреат фестиваля студенческого творчества «Фестос», номинация «Студенческая хоровая весна» (1997- 1999, 2001, 2002, 2007, 2009, 2014, 2018 г.г.);
  • Лауреат 1 степени  Открытого конкурса хоровых коллективов X Всероссийских оркестрово-хоровых ассамблей «Кубок ректора МГУКИ» (2011г.);
  • Лауреат II степени Международного фестиваля-конкурса «Славянские встречи» (2013г.);
  • Гран-при  Международного фестиваля «Мелосфера» (2013г.);
  • Лауреат I степени Межрегионального фестиваля-конкурса музыкально-исполнительского творчества «Живоносный источник» (2016 г.);
  • Лауреат 1 степени и Диплом за лучшее исполнение произведения на стихи А.С.Пушкина VI Открытого фестиваля хоровой музыки имени С.В.Смоленского (Казань, 2016 г.);
  • Гран-При Международного открытого фестиваля-конкурса творческой молодёжи и студентов им. Т.Н.Хренникова (Елец, 2017 г.).
  • Почётный диплом  Международного фестиваля «Звуки Дутара» (2017 г.)
  • Диплом XXVI Международного фестиваля для детей и юношества «Музыкальная весна» (Калининград, 2018 г.);
  • Лауреаты  1 степени Всероссийского фестиваля-конкура хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Герценовские хоровые ассамблеи» (Санкт-Петербург, 2019г,);
  • Международного открытого фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Vivat musica» (2019 г.);

Хоровые коллективы под руководством Никитиной Е.Н. - участники различных концертных мероприятий. Среди них: выступления  в Большом (2004, 2014г.г.), Малом (2019 г.) и Рахманиновском (1996,1997,2006, 2009г.г.) залах Московской консерватории; концертном зале  Российской академии музыки им. Гнесиных (2007,2009 г.г.);  концертном зале им. Чайковского (2005г.); концертном зале Российского национального музея музыки (2019); Доме композиторов (2005г.); ЦДРИ (2005,2011г.г.); Культурном центре МГУ им. М.В.Ломоносова (2014,2016 г.г.); Музее современной истории России (1998г.); Клайпедском университете и в Покрово-Никольском храме  (Литва, 2013г.); Конференц-зале Российской государственной библиотеки (2002,2004,2013,2014г.г.); Доме учителя (2014г.); Благовещенском соборе Казанского кремля (Казань, 2016г.); участие в Проектах Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора св.  Петра и Павла (2015,2016г.г.); в Калининградской областной филармонии (2018г.); концертном зале АХИ им. В.С.Попова (2009,2018Гг.г.);   Белом зале СПбГИК (Санкт-Петербург, 2019), выступления с музыкально-просветительскими концертами в образовательных учреждениях Москвы.

 

Научные труды. Издания. Публикации.

Учебно-методические работы:

1. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта в условиях рефлексивного подхода. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700–Музыкальное образование. М.: МПГУ,2006-76с.

2.Методические рекомендации к проведению хорового практикума (в рамках курса «Хоровой класс и практическая работа с хором»). Специальность 03.07.00 – Музыкальное образование. М., 2007 – 36с.

3. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта в условиях рефлексивного подхода. Издание второе, исправленное и дополненное. Учебное пособие. М., 2013. – 94 с.

 

Статьи и тезисы:

  1. Формирование и развитие исполнительских (дирижёрских) качеств студентов в хоровом классе.// Музыка в школе: углублённый вариант (ценностные ориентации и приоритеты): Материалы региональной научно-практической конференции.- Пермь: ПГПУ, 2000.  с.60-63.
  2. Творческий портрет С.С. Благообразова.// Из истории дирижёрско-хорового образования в Московской консерватории: Научные труды Московской гос. Консерватории имени П.И. Чайковского. Сб.28. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2000. с.74-89.
  3. Методика обучения хормейстерской деятельности студентов в хоровом классе педагогического вуза.// Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей.-М.: Прометей, 2001.  с.367-369.
  4. Роль хорового класса в совершенствовании хормейстерской подготовки студентов музыкального факультета.// Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Выпуск 1.  -М.:МПГУ, 2002.  с. 104-106.
  5. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта: проблемы и резервы совершенствования.// Подготовка современного учителя музыки: опыт, проблемы, решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Смоленск: СПК, 2004 с. 25-33.

 

  1. Рефлексия в хормейстерской подготовке педагога-музыканта.// О.А. Апраксина и музыкальное образование в XX1веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием.- М.:МПГУ,2006 с. 68-74.    
  2. Хоровая работа: искусство и технология.//Искусство в школе. - М.,2007, №2 с.20-23.
  3. Раскрыть способности каждого. Модель индивидуального подхода в музыкально-эстетическом образовании.// Искусство в школе. – М.,2008, №2 с.30-32 в соавторстве с  Богомоловой Е.К.
  4. Хоровое  пение – как основа практической музыкальной деятельности учащихся (на примере концертного хора ГОУ СОШ №1732 с  углублённым изучением музыки). Модернизация профессиональной  подготовки педагога-музыканта. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.3.-М.: МПГУ,2008 с. 48-53.
  5. .Модель реализации индивидуального подхода к развитию личности учащихся на основе психологического изучения способности ребёнка через систему вариативного музыкально-эстетического образования.// Научно-методический журнал. Серия: Художественно-Эстетическое Образование в СВУО г. Москвы. - М.2009 №1/отв. Ред. Собакина О.В./ с.9-13 в соавторстве с  Богомоловой Е.К.
  6. «Хоровой класс». Образовательная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с углублённым изучением музыки.// Научно-методический журнал. Серия: Художественно-Эстетическое Образование в СВУО г. Москвы. - М.2009 №1/отв. Ред. Собакина О.В./ с.60-76 в соавторстве с  Богомоловой Е.К. и Умеркаевой С.Ш.
  7. Образовательная программа: лекционный курс «Хороведение» для 10-11 классов школы с углублённым изучением музыки.// Научно-методический журнал. Серия: Художественно-Эстетическое Образование в СВУО г. Москвы. - М.2009 №1/отв. Ред. Собакина О.В./ с.76-82.
  8. Продолжая традиции учителя.//Модернизация профессиональной  подготовки педагога-музыканта. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.5.-М.: МПГУ,2010 с.20-24.
  9.  Освоение хормейстерской деятельности студентами 1 курса на занятиях в хоровом классе. //Модернизация профессиональной  подготовки педагога-музыканта. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.6.-М.: МПГУ,2011 с. 20-24.
  10. Становление рефлексивной культуры учащихся в процессе хормейстерской подготовки на музыкальном факультете педагогического ВУЗа.//Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы Х международной научно-практической конференции.- М.:РИТМ,2012 с.110-119.
  11. Резервы совершенствования   хормейстерской подготовки педагога-музыканта на основе рефлексивной  деятельности.// Преподаватель XXI век.-2013.-№2 с.65-70.
  12. Работа над художественным образом вокального произведения (на примере занятий с учащимися театральной школы МЕЛ’ок). В соавторстве с Дороньевой Н.В.//Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса в современном вузе. М.:ООО «Белый ветер», МПГУ, 2013 с.17-21.
  13. Жанрово-стилистическое своеобразие кантаты Г.Свиридова «Курские песни» //Творчество Г.В.Свиридова в исполнительской подготовке педагога-музыканта: Материалы научно-практической конференции 23-27 марта 2015г.-М.:Издательство «Ритм»,2015 с.55-59.
  14. Теория и практика вокально-хорового воспитания младших школьников//Вопросы музыкально-педагогического образования. Сборник научно-методических статей.- М.: ООО Издательство «Ритм»,2015 с.30-34.
  15. Формирование хормейстерской  мотивации студентов музыкально-педагогического факультета на хоровых занятиях // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2015. – № 2(2). – URL: http://ma123.ru /   (+ Дата обращения).
  16. .Вокальное воспитание подростков посредством метода музыкального движения// Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы  X Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 20 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — с. 227–230 (в соавторстве с А.Забродской).
  17. Учебный хор музыкального факультета педагогического университета: проблемы и перспективы// Вопросы музыкально-педагогического образования: Сборник научно-методических статей кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Института искусств МПГУ. Выпуск пятый./Под общей ред. Г.П.Стуловой.- М.,2017.-с.63-69.
  18. Активизация формирования вокально-хоровых навыков на основе рефлексивной деятельности участников любительского церковного хора//Актуальные проблемы музыкального образования: Материалы научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Б.Д.Критского (18 декабря 2017 года). – М.: ООО Издательство «Ритм», 2017 с.65-70 (в соавторстве с А.Маляровой).
  19. .Хоровая конференция в Шанхае// Музыкальная жизнь,2018 №1 (1182) с.100-101.
  20. Основные направления формирования мотивации к хоровому пению у младших школьников средствами театрализации исполнения учебного материала//Музыкально-педагогическое наследие Д.Б.Кабалевского и актуальные проблемы современного музыкального образования: Материалы Всероссийской научной конференции (31 марта 2018 года).– Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018.-с.130-135 (в соавторстве с М.С.Тулба).
  21. Изучение творчества С.В.Рахманинова на хоровых занятиях: из опыта работы со старшим хором инструментального отделения детской музыкальной школы//Творчество  С.В.Рахманинова в исполнительской подготовке педагога-музыканта: материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 10 декабря 2018г./под общ. Ред. Г.П.Стуловой, А.П.Юдина.- Москва: МПГУ, 2018.-с.233-239 (в соавторстве с А.В.Маляровой).
  22. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 215-228. (в соавторстве с Умеркаевой С. Ш., Буяновой Н. Б.).
  23. Использование информационных технологий и социальных сетей в организации молодежного хорового коллектива // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы Х Международной научно-практической конференции (г. Москва, 25 ноября 2019 г.)/ под науч. ред. Л.А.Рапацкой; отв.ред. В.В. Гетьман. – Москва: МПГУ, 2020.-с.65-71 (в соавторстве с А.В.Маляровой).
  24.  Основные направления освоения творческого наследия Владислава Соколова в классе хорового дирижирования // Музыкальное искусство и образование. 2019. № 4  том 7, № 4. С.82-96.
  25. Содержание и формы культурно-образовательной деятельности художественного музея: российский опыт // Искусство и образование. 2020.№1.- с.167-175 (в соавторстве с Умеркаевой С. Ш.).
  26. Специфика вокально-хоровой работы с хором мальчиков: из опыта работы с хором мальчиков инструментального отделения ДМШ им. Б. А. Чайковского//Традиции в инновационном и современном музыкальном образовании/ под ред. Г.П.Стуловой, А.П.Юдина.- М.: МПГУ, 2020. – С.28-33 (в соавторстве с А.В.Маляровой).

              Е.Н.Никитина регулярно повышает квалификацию. Сведения  о повышении квалификации:

  • Краткосрочные курсы в университете г. Тяндзин (КНР) по программе "Международная деятельность в образовании" (в объёме 16 часов)  (2008);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ГАОУ ВПО Московском институте открытого образования по теме: «Использование современных средств ИКТ  в образовательном процессе» (в объёме 72 часов) (2013г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования по теме: «Современные тенденции развития профессионального мастерства руководителя вокально-хорового коллектива» (в объёме 72 часов) (2015г.):
  • Свидетельство  слушателя городского учебно-педагогического семинара для педагогов учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Роль православной культуры в духовно-нравственном воспитании и личностном развитии детей и подростков» (в объёме 4 часов) (2015г.);
  • Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в рамках  Методической хоровой ассамблеи «ХОРЭКСПО 2016» по теме «Вокально-хоровое искусство и образование: вчера, сегодня, завтра» (в объёме 9 часов) (2016г.);
  • Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в рамках  II Всероссийской хоровой ассамблеи – 2016 по вопросам развития детско-юношеского хорового творчества и музыкально-эстетического образования (в объёме 36 часов) (2016г.);
  • Сертификат о прохождении курсов повышении квалификации по теме «Проблемы и перспективы современного музыкального образования» в рамках Международного фестиваля-конкурса «О России петь…», посвящённого Году Российского кино (в объёме 36 часов) (2016г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ГБОУ ВО г. Москвы «МГИМ им. А.Г.Шнитке» по дополнительной профессиональной программе «Современное музыкально-исполнительское искусство: тенденции и перспективы развития» (в объёме 72 часов) (2018г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева» по дополнительной профессиональной программе «Технологии, формы и методы инновационной деятельности педагога-музыканта» (в объёме 108 часов) (2018г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ГБОУ ВО г. Москвы «МГИМ им. А.Г.Шнитке» по дополнительной профессиональной программе «Традиции и инновации в работе современного дирижёра-хормейстера» (в объёме 72 часов) (2019г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» (в объёме 36 часов) (2019г.);
  • Диплом о профессионально переподготовке в ГБОУ ВО г. Москвы «МГИМ им. А.Г.Шнитке» по программе «Педагогика высшей школы» (в объёме 252 часов) (2019г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева» по дополнительной профессиональной программе «Цифровые технологии в условиях модернизации музыкально-педагогического образования» (в объёме 72 часов) (2020г.).

         Работа Е.Н.Никитиной отмечена многочисленными грамотами и благодарностями. В том числе:

  • Благодарности за участие в тематических концертах Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодёжи «Поют дети Москвы»;
  • Грамота Департамента образования г. Москвы за высокую профессиональную деятельность;
  • Свидетельство о признании заслуг за личный вклад в развитие системы дополнительного образования и дело воспитания юных москвичей;
  • Грамоты и Благодарственные письма ОУМЦ СВАО за плодотворную, творческую работу,  а также за большой творческий вклад в воспитание и развитие подрастающего поколения;
  • Благодарственное письмо Фонда поддержки и развития детского творчества «Планета талантов» за вклад в музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения и сохранение национальных культур;
  • Благодарность Правления Московского Музыкального общества и Комиссии академических хоров ММО;
  • Благодарственное письмо  за плодотворное участие в межвузовском практикуме «Хормейстер ХХI века: музыка, мастерство, мировоззрение»;
  • Благодарственное письмо  факультета искусств Клайпедского Университета (Литва);
  • Благодарственное письмо Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина;
  • Благодарственное письмо администрации и педагогического состава отделения «Хоровое дирижирование» Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В.Рахманинова;
  • Благодарственное письмо ГБУ Калининградской Области «Образовательно-методический Центр»;
  • Благодарственные письма Городского Методического Центра Дополнительного  образования г. Москвы;
  • Благодарственные письма образовательных учреждений г. Москвы за высокое профессиональное мастерство и подготовку хоровых коллективов к участию в музыкально-просветительских мероприятиях;
  • Благодарность Культурного центра вооруженных сил РФ;
  • Благодарность Управления делами ФСБ РФ.

Афиша

29
03/24

 
Оркестр Ансамбля песни и пляски Воздушно-космических сил России


01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 апреля Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.