Оперная студия МГИМ им. А.Г. Шнитке и Московский симфонический Шнитке-оркестр: таланты и поклонники
21-декабря-2022
Вечером 12 декабря 2022 года концертный зал имени А. Г. Шнитке был переполнен зрителями. В программе концерта были запланированы два поистине ярчайших произведения — опера «Алеко» С. Рахманинова и «Патетическая» 6 симфония П.И. Чайковского.
«Алеко» — первая опера С. Рахманинова, его дипломная работа, написанная девятнадцатилетним композитором за 17 дней на либретто драматурга и литератора В.И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Премьера оперы, состоявшаяся в 1893 году в Большом театре, имела огромный успех. Любовь зрителей к этой опере не прекращается и в наши дни. Оперная студия МГИМ имени А. Г. Шнитке уже не раз ставит это прекрасное произведение на сцене. Но такого успеха и восторженных отзывов, как в этом году, она ещё не получала. Благодаря колоссальной работе и смелым находкам режиссера оперы, доцента, кандидата искусствоведения Михаила Анестаренко, вокальное исполнение оперы было таким выразительным, проникновенным и драматичным. Зрители также отмечают, что постановки стали намного красочней, интересней и профессиональней.
Уже с первых звуков оркестровой интродукции зритель погрузился в мрачную, таинственную атмосферу, связанную с образом главного героя оперы Алеко. Действие захватило внимание слушателей с самого начала и не отпускало до трагической финальной развязки.
Хотелось бы отметить обновление некоторых действующих лиц. Было приятно увидеть студентов, пополнивших труппу Оперной студии, особенно первокурсников, которые несмотря на то, что только начали свой творческий путь в МГИМ им. Шнитке, уже принимают активное участие в постановках. Этим вечером в роли Земфиры выступила Екатерина Амарова (класс профессора, народного артиста России, доктора искусствоведения М. М. Кизина). Екатерина яркая, темпераментная, артистичная исполнительница. Было заметно, что на сцене певица ощущает себя свободно и уверенно, особенно в дуэте с дебютантом в роли молодого цыгана Янисом Шкляевым (класс профессора, народного артиста России, доктора искусствоведения М. М. Кизина) талантливым тенором, исполнение которого отличается прекрасным владением динамикой звука, ясной артикуляцией, выразительностью и музыкальной образностью. Этим вечером герой Яниса, молодой цыган, составил гармоничное противодействие харизме Алеко, в исполнении преподавателя кафедры вокального искусства и оперной подготовки, лауреата международного конкурса Елисея Лаптева, чья искренность в выражении драматичного образа обманутого мужа не оставила зрителей равнодушными; зал, затаив дыхание, не мог оторвать взгляд от Алеко. При переработке в оперное либретто поэма Пушкина подверглась сокращениям – лишь вскользь упоминается о бегстве героя от городской жизни, от «оков просвещенья», внимание сосредоточено на любовном конфликте, на «роковых страстях» Алеко. И Елисей сумел передать эти чувства, наполняющие главного героя.
Говоря о соперничестве двух героев, стоит отметить небольшую деталь, которой не было в предыдущих постановках. Когда в кульминации происходит столкновение молодого цыгана и Алеко, можно увидеть, что цыган первым нападает на Алеко с ножом, на что тот отвечает, убивая его, когда как в предыдущих постановка и молодой цыган, и Земфира были безоружны, а Алеко выступал, как злодей и убийца. Эта, казалось бы, незначительная деталь даёт возможность немного переосмыслить роль каждого из сторон конфликта в трагической развязке оперы и проникнуться большим сопереживанием к главному герою, нежели к любовникам.
Ещё один выразительный образ Старика (отца Земфиры) был раскрыт талантливым исполнителем Адамом Калмыковым (класс профессора, народного артиста России, доктора искусствоведения М. М. Кизина). Одним взглядом певец способен передать боль и ужасную тоску из-за потери единственной дочери. «И снова один…», как когда от него ушла любимая жена, изменив с другим, а теперь, повторив её судьбу, дочь Земфира погибла на его глазах от руки Алеко. Стоит отметить не только потрясающие артистические данные исполнителя, но и вокальное богатство таланта Адама: бархатный насыщенный тембр голоса, прекрасная кантилена, интонационная выразительность.
Любовная драма разворачивается на фоне цыганского быта. Это и хоры цыган, и цыганские танцы, выраженные в музыке гармоническим ладом и хроматикой, передавая мотивы народной цыганской музыки. Говоря о новшествах постановки, в сравнение с предыдущими, стоит отметить, что видоизменились и усложнились и танцевальные номера. Единственный акт «Алеко» разделяется на две части оркестровым Интермеццо. В это время как раз и происходит танцевальное действие: цыгане, собираясь в группы, начинают свои яркие танцы. Они разделяются на мужские с ножами и женские с пёстрыми платками в руках. Восточные танцы в ярких, колоритных костюмах точно передали национальные особенности цыган, их вольнолюбивый, дикий нрав. Поражает, насколько удобно и грамотно был составлен танцевальный рисунок на, казалось бы, ограниченном месте для передачи масштаба оперных постановок, с учётом того, что за участниками Оперной студии на сцене находился Московский симфонический Шнитке-оркестр под руководством художественного руководителя и дирижёра, Заслуженного артиста России Игоря Юрьевича Громова, который мастерски чутко поддерживал певцов. В оперных театрах, зачастую, оркестр скрыт от зрителя, но здесь было возможно не только услышать масштаб звучания музыки Рахманинова, но и увидеть музыкантов, солирующие инструменты. Такое сотворчество прекрасного коллектива Оперной студии и оркестра рождает поистине необычайное впечатление.
После окончания зрители, поднявшись с кресел, восторженно аплодировали труду и мастерству исполнителей.
Программа второй части концерта была не менее грандиозной! В стенах концертного зала МГИМ имени А. Г. Шнитке в исполнении Московского симфонического Шнитке-оркестра под руководством художественного руководителя и дирижёра, Заслуженного артиста России Игоря Громова прозвучала 6 «Патетическая» симфония h-moll П. И. Чайковского — последняя симфония композитора, премьера которой состоялась в Петербурге в октябре 1893 года, за девять дней до смерти композитора. Название «Патетическая» предложил брат композитора — Модест, но сам композитор в начале работы над симфонией хотел дать ей программное название «Жизнь». Однако далее отказался от утверждения явной программности.
В симфонии раскрываются философские темы жизни и смерти. И так же, как и в опере «Алеко» концовка симфонии трагична. В одном из писем П. И. Чайковский отмечал, что симфония по настроению близка «Реквиему» Алексея Апухтина. Уже во вступлении к симфонии, начинающейся с мрачной, возникающей словно из недр земли темы, слышится будто предзнаменование к гибели главного героя, которая произойдет в финале, выраженном медленной траурно-погребальной музыкой. На протяжении симфонии происходит противостояние светлых, радостных танцевальных образов, олицетворяющих жизнь, и беспокойных, сумрачных, драматичных символов смерти. И в этом противостоянии жизни и смерти, в конечном итоге, побеждает смерть и вечный покой.
В первой части ясно показан внутренний конфликт, невозможность противостоять враждебной силе. Постепенно в разработке рождается проблема, заполняющая внутренний мир человека и разрушающая его. Напряжение достигает предела, и в кульминации звучит православный хорал «Со святыми упокой». Драматический конфликт исчерпывается в основной кульминации, и первая часть завершается строгим хоральным построением — философский эпилог трагедии. Вторая и третья часть вводят в пространство реального со всеми его положительными и отрицательными сторонами — и необычный стилизованный грациозный вальс, и своеобразное сочетание злого скерцо, как насмешки судьбы над человеком, с блестящим отстраненным маршем. Медленный скорбный финал не дает никакой надежды на удачное завершение. Все погружается в бездну и уже ничего нельзя изменить.
Высококлассное мастерство дирижера, строгое, сдержанное исполнение при внутреннем глубоком переживании, тонкое чувство всех тембров оркестра, их красочного сопоставления и диалога — все это способствовало точной передаче замысла композитора
Столь непростое, как в понимании концепции, так и в техническом плане, произведение в исполнении Московского симфонического Шнитке-оркестра было встречено несмолкающими овациями и восторженными взглядами слушателей. Триумфально, глубоко и фундаментально! Браво, маэстро, Игорь Юрьевич Громов! Настолько профессиональное исполнение, что в какой-то момент во время прослушивания ты начинаешь забывать, что находишься в концертном зале. Все сливается воедино со звуками, остаётся только вечная музыка Чайковского, только чистое музыкальное искусство!
Говорят зрители концерта:
«Я в восторге от концерта! Всегда с большим удовольствием слушаю, часто хожу на ваши концерты. Большие таланты воспитываются в стенах этого замечательного учебного заведения».
«Какие чудесные исполнители! Больше всех мне понравился Елисей Лаптев, его воплощение образа просто идеально, стараюсь попасть на все его концерты. Маэстро Громова обожаю за его непревзойденную профессиональную харизму! В этот раз еле успела взять билет до завершения регистрации. Да и в целом, все концерты, идущие в МГИМ им. А.Г. Шнитке, безумно вдохновляют».
«У меня просто нет слов, чтоб выразить переполняющие меня эмоции! Весь концерт я сидела, затаив дыхание и не могла даже шевельнуться. Меня до глубины души поразила игра очень талантливых певцов Екатерины Амаровой и Яниса Шкляева, и конечно же Елисея Лаптева — он просто бесподобен!»
«Больше всего мне запомнился образ Земфиры в интерпретации Екатерины Амаровой. Она так ярко, искренне играла, аж слезы на глаза наворачивались! Все ребята очень одаренные и талантливые. Я буквально открыла для себя Институт Шнитке — ваша Оперная студия и симфонический оркестр — это просто нечто! Всегда с упоением слушаю ваши концерты».
«На этом спектакле мы побывали впервые, но вообще мы часто приходим на концерты творческих коллективов вашего Института. Мы были ещё на Оперных инсталляциях в этом году, так что нескольких исполнителей, которые сегодня участвовали в концерте, мы уже приметили и полюбили»
«Уровень во многих московских театрах порой оставляет желать лучшего, а тут такой профессионализм. Такие эмоциональные и артистичные молодые исполнители. Мы часто ходим на оперу и порой не хватает душевности, артистичности. А здесь всё это есть. Ещё очень здорово, что голос подстраивается под жанр: Оперные инсталляции — это комедия, и они не только играли комедийных персонажей, но и передавали это голосом, так же и здесь. Жанр трагедии передали потрясающе!»
«Не представлю своей жизни без родного МГИМ имени А. Г. Шнитке. И каждый раз, когда я прихожу сюда и вижу столь талантливых студентов, становится тепло на душе. А после таких концертов слезы на глазах! Я так рада присутствовать здесь сегодня. Прекрасная Оперная студия! И когда бываю где-то в других местах, я сразу слышу: не так хорошо поют, не так играют, как наши студенты. Наши лучшие, я всегда говорила, и буду говорить. Не всегда даже за большие деньги можно увидеть или услышать такую красоту. Студенты всегда выступают искренне и ярко. Честь и хвала молодым талантливым исполнителям, педагогам и режиссеру, хореографу. Потому что, используя такое маленькое пространство, так поставить танцы, так организовать всё. Это впечатляет! А оркестр изумительнейший, браво дирижёру!»
студентки МГИМ им. А.Г. Шнитке
Наципова Елена, Скуратова Серафима
(кл. преподавателя Параниной И.А.)
Фото: студентка колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
Ксения Шишкина
|