Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»




Главная / Новости
 
Новости

Юношеские и молодежные оркестры России: учеба, практика, работа

20-мая-2022


Молодежные симфонические оркестры — заметное явление на оркестровой карте мира. Например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 или Молодежный оркестр Густава Малера, основанный в 1986 Клаудио Аббадо. Молодежный оркестр Евросоюза, которым руководит Василий Петренко, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Молодежный фестивальный оркестр Вербье.

В конце ХХ века Даниэль Баренбойм вместе с палестинцем, литературным критиком Эдвардом Саидом создали оркестр «Западно-восточный диван» (названный по сборнику стихов И.В. Гете), в котором объединились юные музыканты — евреи и арабы, израильтяне и палестинцы. Первоначально это был чисто политический проект, попытка примирить врагов с помощью музыки. Искусство Д. Баренбойма принесло выдающиеся плоды: мастерство «Дивана» признано во всем мире, в том числе и в России, где оркестр гастролировал в 2009.

Вероятно, самый известный пример — Венесуэльский молодежный симфонический оркестр имени Симона Боливара (с 2010 имени Тересы Карреньо). Он — часть проекта El Sistema, основанного в 1978 музыкантом, экономистом и педагогом Хосе Антонио Абреу (1937–2018). El Sistema («Национальная система детских и юношеских оркестров») включает почти 300 оркестров для детей и юношества, начиная от дошкольников и заканчивая профессиональными коллективами. Возраст участников — от 4 до 26 лет, 75 процентов из них — выходцы из семей, живущих за чертой бедности.

В оркестре играет более чем 200 музыкантов от 12 до 26 лет. Оркестром дирижировали З. Мета, С. Рэттл, К. Аббадо. Почти 20 лет его возглавляет Г. Дудамель, который сам прошел через El Sistema. Возможно, именно венесуэльский опыт вдохновил россиян на создание молодежных и юношеских оркестров. Тем более что патроном El Sistema был Уго Чавес, президент Венесуэлы в 2002–2013, близко общавшийся с российскими лидерами.

С российским акцентом

В нашей стране молодежные оркестры стали появляться на рубеже XX–XXI веков. В учебных заведениях такие коллективы существовали всегда, как обязательная школа оркестровой игры и практика для студентов. Иногда добивались серьезных успехов. Например, в 1974 оркестр Музыкального училища при Московской консерватории под руководством Леонида Николаева завоевал Гран-при на Международном конкурсе молодежных симфонических оркестров «Фонд Герберта фон Караяна». А в 1998 ансамбль солистов «Премьера» колледжа при консерватории, фактически камерный оркестр (руководитель и дирижер Игорь Дронов) стал лауреатом XVII Международного фестиваля молодежных оркестров в Мурсии (Испания).

«Зимне-летние» оркестры

В 2000-х – 2010-х годах в России появилось несколько молодежных и юношеских оркестров, особенность деятельности которых — сессионный характерСтуденты училищ и вузов, прошедшие отбор в своих городах и учебных заведениях, собираются, как правило, 1–2 раза в год; под руководством наставников — дирижеров и инструменталистов — занимаются, берут мастер-классы, учат программы, проводят концерты и гастроли. Первым таким коллективом был МСО Поволжья, созданный в 2002 в Тольятти (его основатель — профессора Московской консерватории Анатолий Левин — работает с коллективом по сей день). Позже появились МСО в Татарстане (по инициативе и под патронатом ГСО РТ и его руководителя А. Сладковского, художественный руководитель оркестра — Светлана Лось), Башкортостане (художественный руководитель и дирижер Азамат Хасаншин), других регионах.

В 2012 был создан Всероссийский юношеский оркестр п/у Юрия Башмета. Отбор в коллектив происходит раз в два года во всех регионах России. Коллектив участвует во всех фестивалях Ю. Башмета (в Москве, Сочи, других городах), гастролирует в России и за рубежом, выступал на церемониях закрытия Олимпиады в Сочи в 2014 и открытия чемпионата мира по футболу в 2018. Деятельность оркестра регулярно освещает телеканал «Культура», подробно рассказывая о том, как идут поиски участников, как проходит конкурс в оркестр; транслирует концерты.

Проект «Юрий Башмет – молодым дарованиям России», в который входит Всероссийский юношеский оркестр, регулярно получает грант Фонда президентских грантов (в 2018 — 112 млн. руб., в 2021 — 114 млн. руб.).

В том же 2012 Молодежный симфонический оркестр появился в Санкт-Петербурге по инициативе 20-летнего певца и дирижера Миграна Агаджаняна, недавно назначенного музыкальным руководителем и главным дирижером Пермского театра оперы и балета.

В 2020 по инициативе и на базе Красноярской филармонии был создан Сибирский юношеский симфонический оркестр, о котором «МО» писало в № 12 за 2021 (руководитель Леонид Жуковский). В оркестр приглашаются юные музыканты из Иркутска, Новосибирска, Кемерово, Абакана… — всего из 9 регионов Сибири; студентов ССМШ, колледжей, вузов. Зимой 2021 состоялось прослушивание и отбор оркестрантов, в июне-июле 2021 — первая сессия ми первое выступление, в феврале 2022 юные сибирские музыканты собрались вновь.

Время от времени проявляет себя Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр (существует с 2008). Его участники — учащиеся московской ЦМШ и Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки, Московской консерватории и БГАМ. Оркестр выступал в России, Беларуси, странах Европы. Последние по времени его выступления состоялись в ноябре 2021 в Москве, Минске и Могилеве.

Новые идеи

В середине 2000-х Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии, предложил создать в структуре СГАФ молодежный симфонический оркестр на постоянной основе. В этом, как и во многом другом, Свердловская филармония и ее директор стали лидерами, «локомотивами» перспективных процессов (молодежный оркестр, виртуальный концертный зал и др.)

Таким образом, в 2006 появился Уральский молодежный симфонический оркестр. С самого начала он рассматривался как полноценный концертный коллектив — равноправный с другими коллективами филармонии, имеющий свои абонементы, гастрольный график; участвующий во всех проектах СГАФ (Симфонический форум России, фестиваль «Евразия» и др.) и в общероссийских («Всероссийские филармонические сезоны»). Одновременно УМСО — это постоянно действующий оркестр-академия, школа мастерства для молодых музыкантов, и кадровый резерв для Уральского академического филармонического оркестра, как и оперного театра, и других коллективов Екатеринбурга. До 2020 УМСО руководил Энхэ, сейчас художественный руководитель — Андрей Петренко, постоянно работает с коллективом главный приглашенный дирижер Александр Рудин. По информации «МО», в ближайшее время оркестр может возглавить Дмитрий Филатов, в настоящее время второй дирижер оркестра Белгородской филармонии.

Осенью состоятся гастроли оркестра по России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». 9 октября УМСО выступит с концертом в Вологде на фестивале «Кружева», организованном «МО».

В 2004 был создан Воронежский молодежный симфонический оркестр, также постоянно концертирующий. В нем играют в основном студенты и выпускники Воронежской академии искусств, музыкального колледжа имени Ростроповичей и Воронежского музыкального колледжа, а также музыканты из других городов. Основатель оркестра и его бессменный главный дирижер — Юрий Андросов.  Коллектив участвовал в Платоновском фестивале искусств, фестивале современной музыки «Созвучие», виолончельном фестивале им. Ростроповичей, «Пасхальном фестивале» В. Гергиева, гастролировал в России и за рубежом. Проводит свои ежегодные проекты: «Новые имена в Воронеже», «Мировое музыкальное наследие», абонементную программу для студентов Воронежа.

В 2015 статус оркестра поменялся: он стал оркестром «Воронежского концертного зала».

Оркестр как госпроект

В 2016 «МО» опубликовало интервью Василия Петренко, в котором дирижер рассказал о Молодежном оркестре Евросоюза, которым он руководит; рассуждал, о роли молодежных оркестров вообще; о необходимости создания Российского национального молодежного оркестра в рамках Государственной программы. Вероятно, высказывания Петренко были замечены и стали стимулом к последующим шагам в этом направлении.

В 2018 был основан постоянный молодежный коллектив уже всероссийского (федерально-президентского) масштаба: Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Импульсом к его созданию стало поручение президента по «продвижению талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания национального молодежного симфонического оркестра», изложенное в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018).

Московская филармония подала заявку на президентский грант (100 млн. руб.) и выиграла его. Коллектив пользуется особой заботой и вниманием руководства МГАФ и ее директора Алексея Шалашова. В том же году, в ноябре, А. Шалашов был включен в состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству, сменив первого «филармониста» в истории Совета — директора Свердловской филармонии А. Колотурского

Представляя РНСМО, «МО» писало: «Очевидно, что идея создания Национального молодежного симфонического оркестра определенно попадает в число государственных культурных приоритетов. Не случайно государственный статус РНМСО был определен с самого начала его существования:

  • официальная презентация на закрытии VII Санкт-Петербургского культурного форума под управлением В. Гергиева (в зале присутствовали вице-премьер О. Голодец и министр культуры В. Мединский);
  • участие в концерте в Государственном Кремлевском дворце к 25-летию Конституции РФ в присутствии В. Путина;
  • сюжет по Первому каналу ТВ;
  • участие в исполнении Реквиема Верди (на русском языке) в день 75-летия снятия блокады Ленинграда с Капеллой им. Юрлова под управлением В. Федосеева.

Оркестр дает регулярные концерты в главных залах Московской, участвует в новых «молодежных» проектах МГАФ («Мама, я меломан!», «Язык музыки»). («МО», № 1, 2019).

Оркестр живет и как учебный, и как концертный коллектив, фактически второй филармонический оркестр: с репетиционной базой в «Филармонии-2», имеет несколько филармонических абонементов, гастролирует в России и за рубежом, выступает на престижных фестивалях (в частности, в Люцерне в 2021). У коллектива нет постоянного главного дирижера, но по именам гастролеров-наставников мало какой оркестр мира может сравниться с РНМСО: за четыре сезона за пультом оркестра стояли и вели репетиционную работу Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Жан-Кристоф Спинози, Юрий Симонов, Александр Ведерников, Кристиан Ярви, Томас Зандерлинг, Валентин Урюпин, Максим Емельянычев, Шарль Дютуа, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Василий Петренко, Юлиан Рахлин, Василий Синайский, Филипп Херревеге, Марк Минковски, Пааво Ярви…

РНСМО — безусловно, один из самых звучных проектов в академической музыке России последних лет. РНМСО был отмечен и нашим изданием: по итогам 2019 Российский национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия был назван Проектом года в рейтинге «МО» «События и персоны».

О «молодежках» — на Форуме

Тема молодежных оркестров и оркестрового образования подробно обсуждалась на VI Симфоническом форуме в Екатеринбурге. Участники дискуссии отмечали, что создание молодежных и юношеских оркестров помогает решать задачи пополнения «взрослых» оркестров, дают юным музыкантам оркестровую практику, развивает интерес к специальности «оркестровый музыкант», к тому же поднимает уровень музыкального образования в регионе. По мнению экспертов, лучшей базой для молодежных оркестров являются крупные концертные организации, а для региональных юношеских оркестров – учебные заведения разного уровня.

Директор Московской филармонии А. Шалашов рассказал об опыте работы Российского национального молодежного симфонического оркестра, совмещающего концертные и образовательные функции. Директор Свердловской филармонии А. Колотурский рассказал об успешном опыте Уральского молодежного симфонического оркестра. «Я убежден, – сказал он, – что во всех российских городах-миллионниках (а их у нас 13, не считая Москвы и Санкт-Петербурга) обязательно должны создаваться молодежные оркестры.

В 2021 состоялась первая сессия Сибирского юношеского симфонического оркестра (подробная информация — в «МО» № 12, 2021), о котором на Форуме рассказал его руководитель Л. Жуковский.

Директор Уральской специальной музыкальной школы при Уральской консерватории Э. Архангельская рассказала об Уральском юношеском симфоническом оркестре, созданном в 2019 на базе УСМШ.

(Добавим, что уже после Форума, в феврале 2022, Уральский юношеский симфонический оркестр получил статус филиала Всероссийского юношеского симфонического оркестра Ю. Башмета. 3 марта в Свердловской филармонии состоялся концерт коллектива. В программе — сочинения Мендельсона, Листа и Дворжака. Готовил программу и дирижировал концертом Антон Шабуров).

Из вуза — в филармонию

Оркестры консерваторий, колледжей, ССМШ все чаще выходят на концертную сцену. Одна из причин — расширение концертной деятельности учебных заведений, которые повсеместно становятся чуть ли не аналогами филармоний.

Более 30 лет (с 1990 по 2021) существовал камерный оркестр «Московия», организованный профессором Эдуардом Грачом на основе его консерваторского класса. Хотя в нем играли студенты, но по сути это был концертный коллектив солистов, лауреатов, имевший ежегодные филармонические и консерваторские абонементы. Особенность оркестра «Московия» была в том, что его участники выступали и как оркестранты, и как солисты. А это такие ныне известные скрипачи, как А. Баева, Н. Борисоглебский, Г. Казазян, Н. Токарева, Ю. Игонина, А. Притчин, Л. Солодовников, Е. Гречишников. Оркестр был постоянным участником Конкурса скрипачей имени А.И. Ямпольского.

В Московской консерватории — два симфонических оркестра. Один — учебный (художественный руководитель и дирижер Вячеслав Валеев), имеющий также концертную практику, выступающий в концертах, организованных консерваторией. В 1972 оркестр под руководством Ф. Мансурова и А. Лазарева (на конкурсе дирижировал А. Лазарев) стал лауреатом I премии на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине. В разные годы оркестром руководили В. Сафонов, Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев, М. Тэриан, Ф. Мансуров, А. Лазарев, дирижировали П. Булез, М. Ростропович, К. Кондрашин, А. Левин, Д. Китаенко, Е. Светланов, Г. Рождественский.

В 2007 по инициативе Геннадия Рождественского и тогдашнего ректора Тиграна Алиханова был создан Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. Возглавил его профессор Анатолий Левин, имеющий большую практику работы с молодыми оркестрантами. В нем играют лучшие студенты оркестрового факультета, проходят дирижерскую практику студенты и аспиранты кафедры оперно-симфонического дирижирования. Оркестр постоянно концертирует, участвует в конкурсах и фестиавлях проводимых консерваторией. У него есть абонемент в БЗК, несколько лет назад был абонемент и в Московской филармонии. Коллективом дирижировали В. Юровский, Г. Рождественский, Т. Курентзис, В. Ашкенази, С. Сондецкис, Э. Клас, А. Лазарев, В. Спиваков, М. Плетнев, В. Полянский, А. Рудин, А. Мустонен.

В 2023 отметит 20-летие Московский молодежный камерный оркестр, созданный на базе ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова и под эгидой созданного в 2002 фонда «Русское исполнительское искусство». Основатель и руководитель оркестра — президент Фонда, ректор ГМПИ, скрипач и дирижер Валерий Ворона. Коллектив постоянно выступает в Москве (БЗК, «Зарядье» и др.), участвовал в фестивалях «Московская осень», «Созвездие имен», гастролировал во многих странах Европы и Азии, в городах России (в 2022 побывал в Чебоксарах).

Симфонический оркестр Санкт-Петербургского училища имени Римского-Корсакова, созданный композитором и дирижером Альгирдасом Паулавичюсом (1945–2007), также совмещает решение учебных и творческих задач. С 2008 оркестром руководит Алексей Васильев: в то время директор училища, ныне ректор Санкт-Петербургской консерватории. У коллектива достаточно плотный концертный график. 7 апреля 2022 в Концертном зале Мариинского театра прошел концерт оркестра к 140-летию училища, в программе — произведения Римского-Корсакова.

Лидеры

Главная проблема студенческих коллективов — ежегодная смена состава: выпускники уходят, приходят новички. При постоянной текучести кадров, неровном уровне индивидуальной подготовки, различной технической оснащенности, необходимо сохранять стройность игры, сыгранность групп, тембровый и динамический баланс. Это педагогическая задача, решение которой ложится на дирижера — руководителя оркестра.

Примеры плодотворной работы с молодыми оркестрантами и учебными студенческими коллективами — оркестры МГИМ им. Шнитке и Новосибирской СМШ (колледжа).

Симфонический, камерный, струнный оркестры МГИМ им. Шнитке своими выступлениями демонстрируют высокопрофессиональное качество исполнения, сбалансированное звучание, чувство ансамбля. В этом заслуга, прежде всего, маэстро Игоря Громова руководителя всех студенческих оркестров (симфонического, камерного, струнного), сумевшего создать ровный коллектив без слабых звеньев, придать игре оркестра творческую энергию. В ноябре прошлого года оркестр прекрасно выступил со сложнейшей программой фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 32» (см. «МО», № 12, 2021). Симфонический оркестр участвует в нескольких проектах, посвященных 150-летию С.В. Рахманинова. В декабре 2021 оркестр представил программу «Юношеская симфония» из произведений Рахманинова, написанные в консерваторские годы. Совместно с РАМ им. Гнесиных проводит проект «Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром. К 150-летию со дня рождения композитора», с участием пианистов — профессоров и студентов РАМ. В юбилейном 2023 оркестр приглашен в Тамбов на 41-й Рахманиновский фестиваль Николая Луганского.

Новосибирскому юношескому симфоническому оркестру имени В.Я. Янковского — одному из первых молодежных коллективов России, созданному под эгидой фонда «Юные дарования Сибири» и по инициативе директора Новосибирской специальной музыкальной школы Александра Марченко — в 2021 исполнилось четверть века.

Обучение, практика, работа

В России существуют три модели молодежных и юношеских оркестров:

– постоянно действующие концертные коллективы: РНМСО в Москве, УМСО в Екатеринбурге, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории;

– постоянно действующие учебные оркестры в вузах, колледжах, ССМШ, задача которых — обучение и профессиональная подготовка студентов и учащихся — исполнителей на оркестровых инструментах. В процессе обучения оркестровому исполнительству эти коллективы готовят концертные программы, с которыми выступают в абонементах и различных проектах: оркестры МГИМ им. Шнитке, Новосибирской СМШ (колледжа), Московский молодежный камерный оркестр ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, оркестр «Гнесинские виртуозы» МССМШ им. Гнесиных (рук. М. Хохлов) и др.;

– оркестры «сессионного типа» — всероссийские, межрегиональные и региональные, которые собираются, как правило, два раза в год. Проходят занятия, готовится концертная программа, а по итогам сессии — концерт, иногда и гастрольный тур: так функционируют Всероссийский юношеский оркестр п/у Ю. Башмета, юношеские оркестры Сибири и Урала, молодежные симфонические оркестры Поволжья, Татарстана.

Однако пока трудно сказать, как увеличение количества молодежных оркестров отражается на развитии оркестровой ситуации. Судя по отчетам, которые присылают оркестры в проект «Оркестровая карта России», в подавляющем большинстве региональных симфонических коллективов много вакансий, особенно в группах духовых инструментов. Во многих оркестрах ощущается кадровый голод, снижается исполнительский уровень.

Конечно, в этих обстоятельствах есть надежды на то, что воспитанники молодежных и юношеских оркестров заполнят лакуны. Но очевидно, что при создании этих коллективов и при подготовке оркестрантов нужно учитывать специфику работы с молодыми музыкантами и те проблемы, которые возникают в этой работе. Необходимо «подгонять» молодых, приехавших из разных городов и учебных заведений, под общий исполнительский уровень. А для этого руководитель должен быть не только высококвалифицированным маэстро, но и многоопытным педагогом, знающим все тонкости работы с юными музыкантами и с молодежными оркестрами. Ведь образовательный процесс не прекращается: это обучение игре в оркестре и искусству оркестранта; и разучивание новых партий, преодоление исполнительских трудностей; и мастер-классы дирижеров и известных исполнителей (струнников, духовиков и др.)…

Важнейшая тема — изучение оркестровых стилей: прежде всего барокко, музыки ХХ века и современной. Каждый ли дирижер, работающий с молодежными оркестрами, может досконально объяснить молодым музыкантам особенности исполнения старинной и современной музыки?

Еще одна проблема: как складываются дальнейшая судьба молодых оркестрантов, готовы ли взрослые оркестры их принять?

Но это — тема для другой статьи.

«МО» № 3 (492, 493) 2022

Материалы сайта "Музыкальное образование" https://muzobozrenie.ru/junosheskie-i-molodezhnye-orkestry-rossii-ucheba-praktika-rabota/



назад


Афиша

08
12/22

 
КОНЦЕРТ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ СТРУННО-СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА


09
12/22

 
Анна Боброва (виолончель) - ассистент-стажер МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
05-декабря-2022
Профилактика гриппа и ОРВИ. Рекомендации Роспотребнадзора
02-декабря-2022
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с 1 декабря 2022 года запускает пилотный проект подготовки кадрового резерва государственной гражданской службы «Стажер Минобрнауки России»
02-декабря-2022
ЭПОХА ШНИТКЕ. «Вслушиваясь в тишину…» (авторские сочинения для фортепиано Евгении Петеневой)
29-ноября-2022
Концертный хор и инструментальный ансамбль МГИМ им. А.Г. Шнитке в Коломне
28-ноября-2022
Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»

 


 


© 2022, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
info@schnittke.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.