Интервью с Игорем Громовым
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР /
 
ПРЕСС-ЦЕНТР

ИНТЕРВЬЮ
с художественным руководителем и арт-директором
фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке

«На пересечении прошлого и будущего»,

 заслуженным артистом Российской Федерации,
заведующим кафедрой дирижерского искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке

ИГОРЕМ ЮРЬЕВИЧЕМ ГРОМОВЫМ

25.04.2017

 - Игорь Юрьевич, скажите, пожалуйста, который год мы уже проводим мероприятия, посвященные Альфреду Гарриевичу Шнитке и современной музыке?

- Мероприятия, посвященные Альфреду Шнитке, мы проводим года с 1998-99, а если говорить о Фестивале, то он посвящён не Шнитке. Этот Фестиваль посвящен даже не современной музыке. Другое дело, что он проходит под знаком Шнитке и в нём играется и в том числе и современная музыка. Это всё-таки не одно и то же. Музыка Шнитке – это не современная музыка, это классика ХХ века, а мы уже далеко в ХХI-ом. Уже скоро четверть века живём в ХХI веке, а всё мыслим, что середина ХХ века – это современная музыка. Уже от этого надо уходить. Поэтому и нет в названии Фестиваля слова «современная». Осознанно нет. Более того, если смотреть афишу Фестивальную, то там преобладает музыка не современная, а именно музыка ХХ века. Много Шостаковича, много Шнитке. Всего порядка 40 композиторов. Это всё известные композиторы и многих из них нет. А раз их нет, то это уже музыка несовременная. Шнитке, в данном случае, олицетворяет некое время, некоторый узел, в котором сходятся, как нити, приведшие к его музыке, (так, в частности,  он считал Шостакович одним из своих духовных наставников-композиторов), а, с другой стороны, - направления, которые идут от Шнитке. Какие-то поиски новых путей и в технике композиторского письма, и в образной стихии. Это музыка ХХ-ХХI века. Рахманинов умер в 1943 году, уже тогда, когда Прокофьев и Стравинский и Шостакович написали многие свои шедевры. Ясно, что речь идет о музыке второй половины ХХ века. Мне бы хотелось, чтобы в нашем Фестивале было больше зарубежной музыки второй половины ХХ века, ставшей классикой, но у нас почти не исполняемой. Да и возможностей не так уж много, чтобы её исполнять. Я вот взялся Лигети поиграть, ни одной ноты в России нет. Ни одной! По той простой причине, что есть авторские права, есть сложности свои. Не так много и музыкантов, которые могут это играть, может потому, что запроса на это нет, может, нот нет.

Как Вы добывали ноты, и как Вам удалось привлечь такое содружество музыкантов, задействованных в данном Фестивале?

- Ноты – очень просто. Лигети -  из Германии. Музыканты. . .  Идея привлекательная! К нам из Германии приехали музыканты и из Испании. Вы слышали, какого уровня пианист (речь о Бренно Амброзини). Откликнулась Московская консерватория им. П.И. Чайковского, Ансамбль солистов «Театр новой музыки». Откликнулся Саратов (речь о Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова), и он вполне достойно звучал на сцене Дома композиторов. Мы приглашаем, люди откликаются.

- На телеканале «Культура» было интервью с Вами и Ириной Федоровной Шнитке. Как Вы полагаете, какая публика услышит и будет ходить на концерты Фестиваля после телеэфира?

- Кто ж знает!? Для начала уже не плохо, что об этом услышало большое количество людей. И по радио «Орфей» и на телеканале «Культура» ежедневно идёт анонс, что идет такой Фестиваль, проходит и в Саратове, и в Москве. Ирина Федоровна дала интервью газете «Известия». Прикладной задачи дать интервью, чтобы кто-то пришёл на концерт, не было. Хотя бы услышали, что в Институте музыки, носящем имя Альфреда Шнитке, что-то происходит. И это уже не мало, на мой взгляд. Кто придёт? С каждым разом будет приходить больше людей. Я думаю, интерес к этому проявляется. Коллеги приходят. Илья Хейфиц из Израиля прилетел. Это дорогого стоит. Мне наши коллеги из Германии - ректор Дортмундской Хохшуле – сказал, что и у них такое не очень возможно, чтобы разные учебные заведения делали что-то совместно. Такое невозможно. Все конкурируют друг с другом. Да, впрочем, у нас тоже этого хватает, но как-то нам это удалось убедить, уговорить друг друга, чтобы мы «не палки в колёса вставляли», а сотрудничали на уровне института, между кафедрами, между консерваториями, и вообще внутри музыкального сообщества. Сотрудничество для всех пользу, мне кажется, принесёт.

 - В рамках Фестиваля проходит конкурс композиции. Как Вы думаете, из молодых композиторов, участников и победителей конкурса, могут ли вырасти те, чьи произведения на нашем Фестивале будут исполняться в перспективе?

Теоретически всё возможно. Поживём, увидим. Более того, если будут какие-то яркие сочинения и исполнители, я думаю, 23 апреля в Академии имени Гнесиных что-то исполним. Хотелось бы об этом думать. У нас такой прикладной задачи нет, чтобы сейчас появились композиторы, прославившие нас на весь мир или хотя бы на всю страну. Ведь мы этот Фестиваль делаем для самого института, для студентов, для педагогов, чтоб мы научились вместе работать, вместе музицировать, делать проекты. Постараться услышать друг друга. Со сцены – в зале, и наоборот. Обстановка, которая царит сейчас в институте, мне нравится. Везде что-то происходит! Конференция, конкурс, форум, выставки, мастер-классы пианистов, скрипачей и композиторов. . .  Броуновское движение будет приносить пользу институту. Я далёк от мысли, что студентам во время конкурса не дают заниматься, уроки учить. Они и позанимаются, и выучат. Более того, у них есть сейчас время позаниматься, а также почувствовать себя в сообществе, понять, что вокруг происходит нечто интересное временами. У нас везде афиши висят! Студенты гораздо больше пользы получат, если они по мастер-классам походят, на конференцию – имена-то какие! Такое стечение докторов наук! Любой, открывший календарь Фестиваля, найдёт для себя нечто интересное.

Мы теперь не только можем открыть календарь, но и зайти на сайт МГИМ имени А.Г.Шнитке, где можем посмотреть прямую трансляцию, эфиры ректора Анны Иосифовны Щербаковой и председателя жюри конкурса музыкантов-исполнителей Ирины Фёдоровны Шнитке, члена жюри конкурса Рустама Раджаповича Шайхутдинова на радио «Орфей», пресс-релизы концертов, интервью с жюри, исполнителями и зрителями.

Посмотрите, сколько у нас спонсоров: Департамент культуры города Москвы, РГСУ, Издательский дом «Комсомольская правда», телеканал «Россия-Культура», радио «Культура», «Известия». Развиваемся!

- Это прекрасный способ показать музыкальному сообществу, что может наш институт.

- Институт может не только творчески, но и организационно, что не менее важно. Когда мы проводили с Вами декаду Шнитке в 2014 году, это было начало. После декады был первый Фестиваль. Вспомните прошлый год, насколько мы вперёд подвинулись. Уже есть договорённость, что на следующий год Фестиваль будет проходить и в Германии, и в Испании. Фестиваль набирает силу. Вчера звонили из Санкт-Петербурга и просили Камерный Шнитке-оркестр выступить с очень авторитетными немецкими пианистами, потому что эти пианисты, в том числе руководитель Баховского конкурса Инга Розар, сказала, что она будет играть только с Шнитке-оркестром. Это результат нашей открытости. Круги расходятся. Я думаю, что скоро наступит момент, когда не надо будет никого приглашать.

- Мы на Фестивале и на английском языке разговариваем, будет Германия – на немецком. Главное, что у нас есть общий невербальный язык музыки. Возможно это то, что тянет нас к искусству ХХ-ХХI, собирает на конкурсы композиторов и пианистов, притягивает к ученым, обсуждающим на конференции разные проблемы. Расскажите, пожалуйста, об исполнительском конкурсе.

Конкурс называется Первый международный конкурс музыкантов-исполнителей имени А.Г.Шнитке, потому что изначально задумано, чтобы на будущий год это был конкурс не пианистов, а струнников. . .  Конкурс пианистов может повториться через год или два, когда наберутся претенденты. А какие будут номинации на будущий год – это маленькая интрига. Я не буду все секреты раскрывать, но вообще, если уж говорить о Шнитке, то начинать надо было с конкурса, не пианистов, а струнников, потому что для Шнитке главный инструмент – это смычковый инструмент. Сколько у него написано для струнных, и сколько для рояля? Для рояля не так много. Действительно «Вариации на один аккорд», «Импровизация и фуга», «Афоризмы», прелюдии ранние ор.6, концерты фортепианные. А струнной музыки сколько: сонат, концертов, сочинений для скрипки, виолончели, альта?

Лично для себя Вы много новой музыки узнали?

- В этом Фестивале?

- Да.

- Видите ли, в чём дело? Учитывая, что я этот Фестиваль, то всю музыку я прослушал. С этой точки зрения я на Фестивале ничего нового для себя услышать не могу.

- А при подготовке к Фестивалю?

-А это для меня может быть самое интересное! Я конечно знакомлюсь. Вы ж понимаете, прежде чем эти произведения появились, было много других, которые отсеялись. Как я формирую программу оркестра? Сколько всего передумаешь, перемелешь!

- Я благодарю Вас за интервью. Вам желаю сил, вдохновения. Фестиваль в самом разгаре. Я желаю, чтобы Фестиваль приобрёл друзей, почитателей, чтобы он имел резонанс, чтобы у нашего института было интересное будущее, которое будет охватывать и другие географические точки.

профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке, кандидат искусствоведения, академик Международной Академии творчества Елена  Зайцева

 

← в пресс-центр


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.