Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Театр-школа оперного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов.




МГИМ им. А.Г. Шнитке / Новости
 
Новости

Игорь Юрьевич Громов. «Мажоро-минор 65», Юбилейная симфония. Московский симфонический Шнитке-оркестр. Концерт в РАМ имени Гнесиных

29-октября-2025


14 октября в Концертном зале РАМ им. Гнесиных состоялся завершающий концерт серии «”Мажоро-минор 65” юбилейная симфония», посвященной юбилею заслуженного артиста РФ, профессора, заведующего кафедрой оркестрового дирижирования МГИМ им. А.Г. Шнитке И. Ю. Громова, в котором принял участие юбиляр и созданный им Московский симфонический Шнитке-оркестр.

Гнесинский концертный зал имеет для И. Ю. Громова особое значение: маэстро – выпускник РАМ им. Гнесиных, с 1984 по 2006 год – преподаватель академии. В этом учебном заведении Игорь Юрьевич руководил различными оркестровыми коллективами и дирижировал спектаклями Оперной студии, о чем он и рассказал во вступительном слове к концерту, выразив глубокую благодарность своим преподавателям и коллегам по РАМ.

Программа концерта – вызывающе смелая: два шедевра классической музыки – Шестая симфония h-moll op.74 «Патетическая» П. И. Чайковского и Пятая симфония c-moll ор.67 Л. ван Бетховена – отличаются масштабностью своих концепций и одновременно являются одними из самых исполняемых произведений классического репертуара. Их интерпретации великими дирижерами хорошо известны широкой публике, что ставит перед дирижером и его студенческим коллективом исключительно сложные исполнительские задачи. Выбор этих симфоний – не только дань юбилейной символике чисел: исполненные трагизма борьбы и веры в победу, они внутренне соответствуют контексту современных событий.

Шестая симфония Чайковского – глубокая по содержанию, посвященная онтологической тематике, наивысшая по симфоническому мастерству - утверждает великую ценность созидательных жизненных сил, которые сильнее смерти, которые вдохновляют человечество на героические свершения.

В исполнении симфонии Шнитке-оркестром в полной мере ощущались артистическое воодушевление музыкантов, творческий подъём, а также стремление к постижению и глубокому претворению партитуры русского композитора.  Острота контрастных сопоставлений, акцентированная в первой части, определила всю структуру цикла, формируя его беспокойный динамический рельеф. Его трагическими вершинами стали генеральные кульминации в крайних частях, прозвучавшие в интерпретации И. Ю. Громова в равной степени мощно.  Отдельно следует отметить детализированное прочтение текста, внимание оркестрантов к образно-интонационным связям, что подчеркнуло смысловые линии в музыкальном развитии симфонии.

 Пятая симфония Л. ван Бетховена – самая популярная из его оркестровых опусов – в концентрированном виде воплощает одну из центральных идей творчества немецкого композитора – идею героического преодоления, ведущему к победному торжеству.  Она включает как освободительную борьбу в широком гражданском понимании, так и личную драму человека, тем самым, соединяя в бетховенском симфонизме индивидуальное и всеобщее. Строгие драматургические контуры, лаконичный тематизм, обращение к революционным жанрам сочетаются в симфонии с психологической многогранностью образов, богатством тематического развития.

Героический бетховенский мир, очевидно, внутренне близок И. Ю. Громову. Его исполнение симфонии впечатлило своей страстностью и целеустремленностью. Линия развития лейтмотива была четко проведена от первого allegro до финала, в коде которого тема судьбы превратилась в ликующие до-мажорные фанфары. В интерпретации симфонии явно доминировало победное начало: трагические фрагменты выполняли скорее оттеняющую функцию.

Публика высоко оценила мастерство Московского симфонического Шнитке-оркестра и его руководителя: в прочтении симфоний в полной мере проявились такие черты дирижерского стиля И. Ю. Громова, как живые, подчиненные убедительной внутренней логике и артистической интуиции темпы и динамика, внутренняя естественность высказывания, свободное и широкое парение мелодических линий, драматическая мощь кульминаций.

Зал был переполнен, аплодисменты сменялись овациями. Безусловно, этот вечер стал событием в музыкальной жизни Москвы.

Две великие симфонии, прозвучавшие на концерте, обозначили новый этап развития творческого коллектива, возглавляемого Игорем Юрьевичем Громовым. Наверное, следует ждать новых шагов в этом направлении – может быть, через некоторое время мы услышим и другие шедевры – например, бетховенскую Девятую симфонию?

 

                                                      кандидат искусствоведения, профессор КФИТКИ Егорова М. А.



назад


Афиша

20
11/25

 
Музыка советского кино



 

Последние новости
29-октября-2025
Игорь Юрьевич Громов. «Мажоро-минор 65», Юбилейная симфония. Московский симфонический Шнитке-оркестр. Концерт в РАМ имени Гнесиных
10-октября-2025
Юбилейный концерт И.Ю. Громова и Юношеского Шнитке-оркестра в зале Московского Дома композиторов 5 октября 2025 года
03-октября-2025
Концертному залу им. Чайковского — 85 лет (12 октября 2025, Камерный зал Московской филармонии)
03-октября-2025
Поздравление с Днем Учителя начальника управления образования и детского отдыха Департамента культуры города Москвы П.А. Бабаджанян
02-октября-2025
Юбилейный концерт Игоря Юрьевича Громова в стенах Alma mater

 


 


© 2025, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.