Игорь Юрьевич Громов. «Мажоро-минор 65», Юбилейная симфония. Московский симфонический Шнитке-оркестр. Концерт в РАМ имени Гнесиных
29-октября-2025
14 октября в Концертном зале РАМ им. Гнесиных состоялся завершающий концерт серии «”Мажоро-минор 65” юбилейная симфония», посвященной юбилею заслуженного артиста РФ, профессора, заведующего кафедрой оркестрового дирижирования МГИМ им. А.Г. Шнитке И. Ю. Громова, в котором принял участие юбиляр и созданный им Московский симфонический Шнитке-оркестр.
Гнесинский концертный зал имеет для И. Ю. Громова особое значение: маэстро – выпускник РАМ им. Гнесиных, с 1984 по 2006 год – преподаватель академии. В этом учебном заведении Игорь Юрьевич руководил различными оркестровыми коллективами и дирижировал спектаклями Оперной студии, о чем он и рассказал во вступительном слове к концерту, выразив глубокую благодарность своим преподавателям и коллегам по РАМ.
Программа концерта – вызывающе смелая: два шедевра классической музыки – Шестая симфония h-moll op.74 «Патетическая» П. И. Чайковского и Пятая симфония c-moll ор.67 Л. ван Бетховена – отличаются масштабностью своих концепций и одновременно являются одними из самых исполняемых произведений классического репертуара. Их интерпретации великими дирижерами хорошо известны широкой публике, что ставит перед дирижером и его студенческим коллективом исключительно сложные исполнительские задачи. Выбор этих симфоний – не только дань юбилейной символике чисел: исполненные трагизма борьбы и веры в победу, они внутренне соответствуют контексту современных событий.
Шестая симфония Чайковского – глубокая по содержанию, посвященная онтологической тематике, наивысшая по симфоническому мастерству - утверждает великую ценность созидательных жизненных сил, которые сильнее смерти, которые вдохновляют человечество на героические свершения.
В исполнении симфонии Шнитке-оркестром в полной мере ощущались артистическое воодушевление музыкантов, творческий подъём, а также стремление к постижению и глубокому претворению партитуры русского композитора. Острота контрастных сопоставлений, акцентированная в первой части, определила всю структуру цикла, формируя его беспокойный динамический рельеф. Его трагическими вершинами стали генеральные кульминации в крайних частях, прозвучавшие в интерпретации И. Ю. Громова в равной степени мощно. Отдельно следует отметить детализированное прочтение текста, внимание оркестрантов к образно-интонационным связям, что подчеркнуло смысловые линии в музыкальном развитии симфонии.
Пятая симфония Л. ван Бетховена – самая популярная из его оркестровых опусов – в концентрированном виде воплощает одну из центральных идей творчества немецкого композитора – идею героического преодоления, ведущему к победному торжеству. Она включает как освободительную борьбу в широком гражданском понимании, так и личную драму человека, тем самым, соединяя в бетховенском симфонизме индивидуальное и всеобщее. Строгие драматургические контуры, лаконичный тематизм, обращение к революционным жанрам сочетаются в симфонии с психологической многогранностью образов, богатством тематического развития.
Героический бетховенский мир, очевидно, внутренне близок И. Ю. Громову. Его исполнение симфонии впечатлило своей страстностью и целеустремленностью. Линия развития лейтмотива была четко проведена от первого allegro до финала, в коде которого тема судьбы превратилась в ликующие до-мажорные фанфары. В интерпретации симфонии явно доминировало победное начало: трагические фрагменты выполняли скорее оттеняющую функцию.
Публика высоко оценила мастерство Московского симфонического Шнитке-оркестра и его руководителя: в прочтении симфоний в полной мере проявились такие черты дирижерского стиля И. Ю. Громова, как живые, подчиненные убедительной внутренней логике и артистической интуиции темпы и динамика, внутренняя естественность высказывания, свободное и широкое парение мелодических линий, драматическая мощь кульминаций.
Зал был переполнен, аплодисменты сменялись овациями. Безусловно, этот вечер стал событием в музыкальной жизни Москвы.
Две великие симфонии, прозвучавшие на концерте, обозначили новый этап развития творческого коллектива, возглавляемого Игорем Юрьевичем Громовым. Наверное, следует ждать новых шагов в этом направлении – может быть, через некоторое время мы услышим и другие шедевры – например, бетховенскую Девятую симфонию?
кандидат искусствоведения, профессор КФИТКИ Егорова М. А.
|